История возникновения профессии “программист”
История профессии “программист” берёт своё начало примерно в середине XIX века с изобретения первых устройств, которые с некоторым допущением можно было бы назвать прототипами современных компьютеров.
Чарльз Бэббидж - первый программист в мире
Важным моментом стало изобретение Чарльзом Бэббиджем (1791-1871 гг.) аналитической машины, которая представляла собой первый в истории механический компьютер, способный выполнять арифметические вычисления.
Жизнь Бэббиджа была омрачена серьезными проблемами при получении финансирования для своих амбициозных проектов. Непрекращающийся дефицит средств приводил к трениям с его же сторонниками - из-за своего вспыльчивого характера он часто вступал в споры с коллегами-учеными, что совсем не способствовало его плодотворной работе.
Помимо новаторских идей в области вычислительных машин, Бэббидж также интересовался криптографией. Он предложил использовать свою аналитическую машину для создания шифровальных кодов, что значительно повысило бы безопасность государственной корреспонденции.
Имя Бэббиджа увековечено в названиях различных математических методов. К примеру, метод разностей Бэббиджа, используемый для приближенного вычисления значений функций, до сих пор применяется в современных вычислениях.
Несмотря на трудности и противоречивый характер, Чарльз Бэббидж оставил неизгладимый след в истории науки. Его идеи и изобретения заложили фундамент для развития вычислительной техники, а его математическое наследие продолжает использоваться и по сей день.
Ада Лавлейс - первая женщина-программист
Первой женщиной-программистом часто называют Аду Лавлейс (1815-1852 гг.) — дочь знаменитого поэта лорда Джорджа Гордона Байрона. Однако ей не суждено было знать своего отца, он оставил семью вскоре после её рождения. Мать Ады, Энн Изабелла Милбенк, желая оградить дочь от “поэтического влияния” отца, сделала все возможное, чтобы увлечь ее математикой и другими техническими науками.
Ада поняла, что аналитическая машина Бэббиджа способна на большее, чем просто совершать простые математические действия; она может следовать определённой последовательности операций — программе. Ада написала несколько примеров таких программ и описала концепции циклов и условий — основные элементы современного программирования.
С юных лет Ада увлекалась азартными играми, что приводило к постоянным проигрышам с предсказуемым итогом - значительному росту долгов. Она даже пыталась использовать свои математические способности для разработки “специальной“ системы для “просчёта“ выигрыша на скачках, но всё было тщетно.
В 17 лет Ада познакомилась с Чарльзом Бэббиджем, работавшим в то время над проектом аналитической машины. Она была очарована его идеями и перевела на английский язык статью о машине, написанную итальянским инженером Луиджи Федерико Менабреа. Не ограничившись одним лишь переводом, она добавила к тексту свои подробные комментарии, которые, по сути, представляли собой первый в мире компьютерный алгоритм – набор инструкций для вычисления последовательности чисел Бернулли.
Несмотря на свои достижения, Ада Лавлейс так и не смогла полностью реализовать свой потенциал. Её земной путь оборвался на 37-м году жизни. После смерти она оставила после себя богатое наследие, которое получило заслуженное признание спустя столетие.
Ада Лавлейс – яркий пример того, как гениальность и драма могут идти рука об руку: она прожила короткую, но очень яркую жизнь, омраченную азартом, тяжёлой болезнью и непростыми отношениями с семьей. Тем не менее, она навсегда вписала свое имя в историю как одна из основоположниц компьютерных наук.
Грейс Хоппер - разработчица первого компилятора
С развитием технологий и появлением электронных вычислительных машин в XX веке профессия “программист” начала приобретать более знакомые для нас черты. В 1940-х годах Грейс Хоппер (1906-1991 гг.) работала над проектом Mark I — одним из первых электронно-вычислительных устройств — и создала первый в мире компилятор, позволяющий переводить язык инструкций высокого уровня в код, понятный компьютеру.
В течение 1950-60-х годов произошло бурное развитие области информатики: появились новые языки программирования (такие как FORTRAN, COBOL), операционные системы. В программисты шли уже не только учёные или инженеры; это направление начинало привлекать всё более широкие слои населения.
С ростом доступности персональных компьютеров в конце XX - начале XXI столетия интерес к профессии “программист” возрос ещё больше. Информационные технологии быстро развивались, что породило потребность в создании нового ПО, игр, систем автоматизации для бизнеса и т.п.
В XXI веке профессия “программист” становится одной из самых значимых на рынке благодаря цифровой революции и повсеместному прониктновению Интернета. Сегодня программы встроенны во всё: от микроволновок до космических кораблей; от простых сайтов до сложных распределённых систем; от обычных приложений для смартфона до ИИ-технологий.